?

Log in

Неупорядоченная · жизнь


Как правильно писать диплом

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *
По большому счету для себя, поскольку очень уж хорошо написано.
http://ivan-zuenko.livejournal.com/155444.html#cutid1
Автор: Андрей Зорин, профессор Оксфорда и руководитель магистратуры в Шанинке.

В оригинале текст про диссер, но для диплома и курсовой тоже подойдет. Потому что, во-первых, базовые принципы едины, во-вторых, изначально нужно равняться на правильные образцы, а не оттягивать «вот здесь я накопипейстю убогий школьный рефератик, а уж потом, конечно, напишу гениальную диссертацию».

Учебных целей ради я слово «диссертация» во всем тексте заменил на слово «диплом». Получилось вот что:

</p>

Название

Заглавие вашего диплома должно быть таким, чтобы его легко было переформулировать в вопрос. К сожалению, не принято называть диплом в форме вопроса, но в голове у вас должно быть вопросительное предложение. Вы должны точно понимать: что вы хотите узнать и рассказать вашим читателям.

Структура

Когда есть вопрос, то становится понятно, на какие части его нужно разделить, — и это главы вашего диплома. Получается система вопросов — это и есть структура вашей работы.

Вся эта структура должна быть в голове с самого начала работы. Нельзя думать, что сначала вы что-то изучите, а потом выработаете структуру. Пока у вас нет вопросов, вы работаете с мертвым материалом: если вы его ни о чем не спрашиваете, то он вам ни о чем не скажет.

Вопросы (и соответственно содержание глав) уточняются и меняются. Если первоначальный план не изменился, то это немного подозрительно. Это значит, что, вероятно, вы не изучали и не обдумывали, а подгоняли материал под существующие вопросы и, скорее всего, ответы. Исходная структура пересматривается. Но именно исходная структура — это направление вашего движения. В некоторых ситуациях вы даже можете понять, что пришли в тупик.

Помните, что с неправильным планом работы написать хорошую работу можно, а без плана — нельзя.
Чем раньше вы оформите структуру, тем у вас больше шансов хорошо и нетравматично для себя самого справиться с работой.

Выбор темы

Тема должна быть обозримой и посильной. Не размахивайтесь и не ставьте сверхглобальных задач.

Всем советую скачать и прочитать Умберто Эко «Как написать дипломную работу». Умберто Эко говорит, что не может быть слишком маленькой и слишком узкой темы. Можно написать диплом о том, как продаются сигареты мальборо в ближайшем ларьке. Но об этих продажах вы должны знать все. Слишком глобальная задача уводит вас в сторону. Лучше потом расширить тему, чем замахиваться на то, на что не хватит времени.

График работы

Кроме плана работы, совершенно необходимо иметь график: что и на каком этапе вы будете делать. Русские люди склонны воспринимать слово дедлайн как оскорбление. Но дедлайн есть дедлайн: график нужно выполнять. Вы можете отставать, но, по крайней мере, вы будете знать, где вы находите и не питать иллюзий.

Внутренняя организация работы

Работа должна быть построена по анфиладному принципу: из любой ее точки работа должна просматриваться вся. В каждом месте работы вы должны понимать, как то, что вы пишете, соотносится с вашим главным исследовательским вопросом.

Введение

Главной частью вашей работы, безусловно, является введение. Это основное. Часто оппоненты не читают дальше. Это скверно, но это так. Даже если человек дочитывает диплом до конца, то его представление о работе сформировано во введении. Введение может составлять от пятой части до четверти вашей работы. Точно не меньше 15%. Что в нем должно быть?

1. Прежде всего, это обоснование темы: зачем вообще про это писать? Что здесь интересного, почему тема заслуживает внимания? Здесь и формулируется исследовательский вопрос. Ваша задача объяснить, почему этим вопросом важно заниматься.

2. Дальше возникает вопрос: что уже по этому поводу известно? какие ответы на него давались? на какие части этого вопроса уже пытались ответить? Вы должны прочертить базовые позиции: этот вопрос освещен такими-то авторами. Излагать их позиции не нужно в полном объеме. Вы пересказываете только то, что относится именно к вашему исследовательскому вопросу, не пересказывайте все исследование.
Какие-то темы очень хорошо изучены. Тогда вы выбираете несколько источников. Если тема плохо изучена, то желательно охватить все работы. И тогда, увидев, что уже сделано, вы понимаете, что вам предстоит сделать.

3. И третья обязательная часть вашего введения — это объяснение структуры вашей работы: как вы разбиваете ваш главный исследовательский вопрос на более мелкие.
Остальное — на ваше усмотрение.

Заключение

Второй значимый момент — это заключение. Оно как правило короче введения. И здесь есть две опции:

1. кратко подытожить: какие вопросы задали, какие ответы получили

2. показать перспективу: если бы я стал писать продолжение, то о чем бы я стал писать…

Два варианта легко совместить.

Стандарты

Диплом делается по канонам и стандартам (!)

Ницше из великих философов, вероятно, был самым безумным. Но если вы посмотрите его докторскую диссертацию, то вы увидите, что это 2 000 страниц об источниках Диогена Лаэрция — скучная добросовестная работа, тщательнейшее изучение древнегреческих источников. Сначала сделай такую работу, а потом становись Ницше — сколь угодно безумным. Изобретай новые парадигмы, меняй историю человечества, но сначала отработай по обязательной программе. Примерно об этом же слова Пастернака: «Канатоходец должен быть канатоходцем, а не просто храбрым человеком».

Диплом должен быть выполнен по стандарту. Каждый человек это в состоянии сделать. Для этого никакого таланта, исследовательского или аналитического, не нужно. Для этого нужно некоторое количество времени, усердности, аккуратности и толковости.

Вы не в авантюру втягиваетесь, не штурмуете Монблан. Вам просто нужно написать определенное количество текста в определенное количество времени.

Ваш жар, интерес, талант, драйв будут востребованы после того, как вы напишете свою квалификационную работу.

Плагиат

Проблема источников. Не обсуждаем проблему плагиата: последствия могут быть самыми печальными. Хотя бывает бессознательный плагиат: когда автору кажется, что он пишет свой текст, а на самом деле пишет чужой.

Цитирование

Избегайте монументального цитирования. Объемные цитирования других исследований могут быть оправданным в двух случаях:

1. если это так точно и хорошо написано, что ни при каких условиях вы не напишете лучше, и вам важно, чтобы в вашу работу вошло не только содержание высказывания, но и его словесная фактура.

2. если вам написанное автором категорически не нравится, и вы собираетесь его разнести. Тогда надо точно его процитировать, чтобы не было впечатления, что вы передернули и исказили его мысль.

В противном случае не злоупотребляйте цитатами. Лучше кратко пересказать чужую мысль — вы вычленяете главное, это процесс вашего обдумывания. Работа с бесконечным коллажем цитат производит тягостное впечатление. Старайтесь избегать ссылок на работы, по поводу которых вам нечего сказать — это оставьте для списка библиографии.

Источники

Вы будете использовать и другой тип источников — это материалы. Их цитировать надо, но важно думать о грамотной подаче. Если их много, то, может быть, лучше дать их в приложении, свести в таблицу и т.д. Источник должен быть отделен от вашего текста. У каждой фразы в вашем дипломе должен быть понятен автор: или вы пересказываете, или вы цитируете, или говорите от себя. Если это сказали не вы, то это непременно должно быть оговорено.

Когда вы пользуетесь источниками и нашли что-то важное, делайте ваши выписки сразу: копируйте цитату, фиксируйте источник, дату просмотра. Никогда не откладывайте на потом. Это односекундное дело спасет вас от ужасных неприятностей. Память со временем портится: потом ничего не найдете.

«Я» и «мы»

Как лучше писать: "я" или "мы"? Есть форма авторского «мы». В советское время было принято писать «мы», потом стало неприлично писать «мы», стали писать «я». Ничего страшного нет ни в том, ни в другом варианте. Ничего противоречащего диссертационным стандартам в апелляции к своему опыту нет. Есть возможность вообще избегать личные местоимения и писать: «представляется», «думается», «видится».

Работа по ночам

Я бы не советовал работать по ночам. По ночам стоит работать только в одном случае: если вы планируете к утру закончить. Две бессонные ночи человек еще выдерживает, а на третью теряется контроль над текстом полностью. Продуктивность может расти, а контроль над тем, что производишь, теряется.

Гениально или чудовищно

Когда я что-то пишу, мне кажется, что это гениально. Когда я перечитываю это первый раз, я вижу, что это чудовищно. Ни тому, ни другому чувству нельзя верить. К своей работе надо относиться с долей критицизма, но не надо в ужасе стирать написанное сразу после первого прочтения.

Тайм-менеджмент

Тайм-менеджмент — это самое основное. Конечно, эффект завершающего спорта есть. Можно разогнаться и в конце успеть больше. Но чтобы разогнаться в конце, надо некоторое время разгоняться. Тогда можно рассчитывать, что вы в конце ускоритесь. Но за два дня написать все точно не получится.

* * *
* * *
[User Picture]
On January 11th, 2016 04:41 pm (UTC), rsx11m commented:
Как человек, который сначала сам писал (и делал) свой диплом, а через 7 лет уже был руководителем дипломных работ других студентов, я до много из того, что написано, дошел сам. Я брал на кафедре дипломные работы прошлых лет разных тем и просто смотрел, как скомпоновано, как подан материал, как сформулированы темы. И потом ходил на защиту и слушал доклады.

А потом уже для своих дипломников темы формулировал я. Дипломники мне попадались толковые, я сам их выбирал, и многие хотели делать работу у меня и лаборатории, нас там двое было, потому, что это было интересно и перспективно - серьезные работы в области IT в 97-98 годах, одному выпускнику при приеме на работу, увидев и просмотрев дипломную работу, сразу дали 150, хотя, всех начинающих и без опыта брали на 100, и не больше,- это в 97м была очень хорошая зарплата. Доверие он оправдал полностью.

А уж доклады - ну, тут со мной никто тягаться не мог. Я умел уложить все в 7 минут (это был предел, после которого комиссия всегда говорила: "Переходите к выводам!",- и доклад оказывался смазанным) так, что ни у кого не возникало сомнений, что тема очень актуальная, нужная (а оно так, в общем, и было), интересная, вот результат, вот итоги, можете посмотреть и пощупать (виртуально). Все мои работы неизменно отмечались в числе лучших. Хотя, там студенты разные были, отличников, кстати, не было. Да и я сам не с красным дипломом окончил.

И мой, и как минимум два диплома, дипломными работами которых которых я руководил, без проблем были сертифицированы и подтверждены в США, так, что их обладатели получили рабочие визы как высококвалифицированные специалисты.
[User Picture]
On January 11th, 2016 04:51 pm (UTC), mashiki replied:
Я и сама до многого дошла, и научная школа у меня хорошая. Но уж больно ёмко написано.
У нас с регламентом тоже всё было очень жестко, кстати.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry