?

Log in

Неупорядоченная · жизнь


Российское образование: что к чему и почему

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *
Пока в центре внимания общественности находятся педофильские скандалы, которые сейчас ВНЕЗАПНО обнаруживаются по всем городам и весям нашей необъятной родины, у меня созрело наблюдение. Ну как-то полученное давным-давно педагогическое образование чешется, да и имею возможность наблюдать за нынешними студиозусами и высшим образованием изнутри.
Исследование любой проблемы следует начинать с постановки целей и задач. Оценка этой части работы уже много о самой работе говорит. Ну вот и оценим.
Какова цель школьного образования?
Судя по урокам по подготовке к написанию выпускных тестов и обилию самих выпускных тестов (я вот в курсе про после начальной школы, ГИА и ЕГЭ, но может уже еще что придумали), школьников учат решать тесты. Учиться не очень надо, но балл за ЕГЭ должен быть приемлемым. Ну то есть цель среднего образования у нас, очевидно, сданный ЕГЭ, а там хоть трава не расти.
Ок, сдали ЕГЭ и куда-нибудь поступили. Допустим, в вуз.
В большинстве известных мне вузов цель проводимых там пяти лет - это получение диплома. Отдельные преподаватели могут пытаться вколотить в головы, заточенные на написание тестов, какие-то профессиональные знания, но выходит это туго. Потому что учиться надо уметь, а навык к учебе формируется в начальной школе, где сейчас детей учат - да, решать тесты.
В результате наибольшую готовность к работе по специальности проявляют выпускники в первую очередь ПТУ, а затем ссузов. Всё почему? Ведь их в школе тоже учили решать тесты! Ларчик открывается просто: у них гораздо больший объем учебного времени отведен на практику - и да, в ПТУ это соотношение более в пользу практики, чем в техникумах и прочих колледжах.
Тем временем Минобр активно борется за повышение качества образования студентов вузов. Путем увеличения времени, проводимого за партой. Логика странная. Молодым специалистам отодвигают начало профессиональной деятельности, и в итоге ничего не умеющий человек с заветным дипломом о в/о придет на предприятие ещё позже, а значит, за довольно короткую человеческую жизнь успеет меньше. Работать и учиться? Не-а Или учиться, или работать. Совмещать то и другое удается единицам, у которых к высокой мотивированности на образование еще имеются умные преподаватели, которым не жаль своего личного времени на помощь работающим студентам. И то это возможно только на вечерке: дневники обязаны посещать занятия.
В сухом остатке банальность. Я не думаю, что реформы российского образования в XXI веке кто-то один сознательно направлял на абсолютную дискредитацию как средней, так и высшей школы. Но если прямо сейчас кто-то столь же умный, как и смелый, не возьмется за жёсткое реформирование того, что сейчас по недоразумению именуется образованием, мы скатимся в темные века. Я не представляю, как учителю, врачу, бухгалтеру, архитектору может в его профессиональной деятельности пригодиться умение хорошо решать тесты.
* * *
* * *
[User Picture]
On September 25th, 2016 04:02 pm (UTC), macrisky commented:
В моё время, как нам тогда объяснили преподаватели, целью высшего образования был вовсе не диплом. От нас требовалось, чтобы мы, получив основной пакет знаний непосредственно в ВУЗе, научились работать самостоятельно - ставить задачи, искать информацию в источниках, вырабатывать решения. Для этого были придуманы курсовые и прочие самостоятельные работы. А собственно диплом был показателем того, насколько хорошо мы научились всё это делать.
[User Picture]
On September 25th, 2016 04:04 pm (UTC), mashiki replied:
В твоё время трава была зеленее, а конфеты - сладше. У меня тоже было первое в/о, и там до защиты диплома было поди еще доберись. Но то, что я описываю, ждет твоего сына. И надо как-то думать, как учить современных детей выполнять что-то кроме тестов.
* * *
[User Picture]
On September 25th, 2016 04:02 pm (UTC), rsx11m commented:
Нечто подобное было у нас году так в 83-85 в школе, когда в универе вступительные экзамены почти по всем предметам (кроме творческого теста для журналистов и еще чего-то такого) стали в письменной форме в виде 10 задач. Это не те тесты, это гораздо более сложная форма, например, по физике (а это был мой профильный предмет) надо было решить 10 вполне нормальных задач и в экзаменационный талон вписать 10 численных результатов. Там, конечно, были указания, мол, округлить до 2го знака, или постоянную Планка принять такую-то (округленную), чтобы и читать без хвостов, и чтобы ответ получался более-менее простым и красивым. Работы проверялись анонимно, по коду, а потом расшифровывались для занесения в протокол.

Тем не менее, наша учительница физики почти весь 10й и 9й классы потратила на то, чтобы натаскать на решение задач. Для этого, конечно, знания были нужны, но, вот, методология исследования и изучения явлений в физике пришла ко мне уже в универе. А должна была как раз в школе. И систему (само)образования я вывел для себя именно в универе, и пользуюсь ей по сей день.

Когда преподавал сам, то старался свои экзамены всегда ставить устными. Это бо́льшая нагрузка для преподавателя, но зато при живом общении легко понять, что студент собой представляет (а если я вел практику, то это было ясно еще и до экзамена). Вполне простительно студенту забыть второй знак какой-то константы, главное - ход мыслей. Собственно, мои преподы в универе в большинстве были именно такими.

А тесты с готовыми вариантами ответов... да ну в баню.
[User Picture]
On September 25th, 2016 04:13 pm (UTC), mashiki replied:
Я ЕГЭ решаю на трояк. Что по математике, которую я с детства не знала, что по истории - с дипломом истфака. При поступлении на второе высшее нефигово написала ЕГЭ по биологии, к которому готовилась 3 дня, вяло порешивая тесты предыдущих лет и наконец-то выучив генетику.
Прикол в том, что удовлетворительно написать тест вполне можно, используя теорию вероятности. Тупо ставя галки не то чтобы совсем наугад, но по давно известному алгоритму. Это отражает знание предмета чуть менее, чем никак.
* * *
[User Picture]
On September 25th, 2016 05:09 pm (UTC), mpv321 commented:
Зато в наше время была история КПСС и тому подобная муть.
ЗЫ. Ты где пропадала?
[User Picture]
On September 25th, 2016 05:39 pm (UTC), mashiki replied:
В наше уже не было, но нормальное образование еще было.
Да нигде я особо не пропадала. ЖЖ подзабросила - учиться же пришлось:) Второе высшее, все дела. Это на первом было весело и на тройки, а второй диплом как-то захотелось поприличнее.
[User Picture]
On September 25th, 2016 05:59 pm (UTC), mpv321 replied:
Ниче себе, ты теперь ученая! Где работать собираешься теперь?
[User Picture]
On September 25th, 2016 06:03 pm (UTC), mashiki replied:
Ну для начала придется помыть полы в какой-нибудь ветклинике в гордой должности сначала ассистента ветеринарного врача, затем - ветеринарного врача-интерна
[User Picture]
On September 25th, 2016 06:22 pm (UTC), mpv321 replied:
Да уж, сложное дело это-учеба. Надеюсь что ты достойно преодолеешь все трудности. Лечить животных хорошее занятие.
* * *
[User Picture]
On September 28th, 2016 10:51 am (UTC), zoosad commented:
Есть такая страна - США. Я их не оправдываю и не возвеличиваю, но у них система с final test существует уже десятилетиями.
[User Picture]
On September 28th, 2016 02:05 pm (UTC), mashiki replied:
Ну. Очень хорошо. Такое есть во многих странах. Без анализа реализации этой системы мне больше сказать нечего.
Срач про ЕГЭ прошел много лет назад. Теперь разговор про другое - как система выпускных тестов изменила систему школьного образования. А изменила она ее так, что сейчас наблюдать первокурсников - сомнительное удовольствие.
[User Picture]
On September 28th, 2016 02:13 pm (UTC), zoosad replied:
Да.
Я смотрел много ужасов про ЕГЭ от всяких умных людей. Но знакомые педагоги (все, правда, из хороших школ), относятся к системе нормально.
[User Picture]
On September 28th, 2016 02:17 pm (UTC), mashiki replied:
Ага. Им, видишь ли, удобно. Их задача - сделать так, чтобы ребенок написал тест. Потом эти дети на 4-м курсе не могут сделать выводов из набора известных фактов, но тесты они пишут на пятерки. Любые. Они охерительно умеют писать тесты, но думать не могут совсем.
* * *
[User Picture]
On September 29th, 2016 06:33 am (UTC), mudlaws commented:
трёх лет.
нет больше специалитета
[User Picture]
On September 29th, 2016 06:37 am (UTC), mashiki replied:
У кого как. Нам вот продлевают время обучения. Но мы-то знаем, зачем. Чтобы внедрить болонскую систему и наладить поточное производство ветфельдшеров за счет "бакалавров", до которых будут дотягивать всех платежеспособных.
[User Picture]
On September 29th, 2016 06:45 am (UTC), mudlaws replied:
вообще то некоторых по делу на бакалавриат переводят
[User Picture]
On September 29th, 2016 08:46 am (UTC), mashiki replied:
На бакалавриат в ветеринарии две точки зрения. С одной стороны, в стране реально не хватает фельдшеров. При этом среднее специальное образование (веттехникумы) непрестижны. На деле я бы предпочла фершала из техникума, а не вузовского бакалавра, ну да кто меня спросит.
Опять же считается, что после 4-го курса студент вполне осилит первичный прием. Дебилы, чо. На первичном приеме кроме волны стандарта порой попадается такое, что не всякий профессор разберется, а это предлагается разруливать недоучкам.
С другой стороны, учиться 4 или 5 лет - большой разницы нет. За год из человека, который думать не умеет и не хочет, нельзя сделать человека, который будет уметь и хотеть думать, всё равно нельзя.
[User Picture]
On September 29th, 2016 10:00 am (UTC), mudlaws replied:
а раньше как было?
в медах вроде после 4ого уже могли работать

так то я в совсем специализированном обучении не понимаю ничего
[User Picture]
On September 29th, 2016 10:15 am (UTC), mashiki replied:
Мы хоть с первого можем работать, законодательно не запрещено.
В медах тоже с первого можно - санитаром, с 3-го - фельдшером.
И если этого не делать, то к выпуску будешь или херовым врачом, или узкоспециализированным.
Но в посте не в специализации дело, а в общем.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry